Отримуйте інформацію лише з офіційних джерел
Єдиний Контакт-центр судової влади України 044 207-35-46
Правительство упростило доступ к бесплатной правовой помощи
Кабмин установил дополнительные условия заключения с бесплатными адвокатами соответствующих контрактов, а именно: обоснованная необходимость привлечения адвоката для оказания бесплатной вторичной правовой помощи на постоянной основе с учетом потребностей соответствующей административно-территориальной единицы.
Это предусмотрено постановлением Кабмина от 11 марта «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины по защите прав человека путем упрощения доступа к бесплатной вторичной правовой помощи и повышения качества ее предоставления», сообщили «ЗиБ» в Координационном центре по оказанию правовой помощи.
В Центре отмечают, что решение правительства направлено на решение следующих основныхпроблем:
- риск нарушения принципа непрерывности защиты в уголовном производстве;
- возможность участия в предоставлении бесплатной вторичной правовой помощи адвокатов, имеющих дисциплинарные взыскания, в отношении которых были жалобы клиентов, которые не повышают свою квалификацию, что несет риски предоставления некачественной юридической помощи;- риск чрезмерной нагрузки на адвокатов и дисбаланса в рассказе дел между ними, что также может приводить к падению качества услуги, которая предоставляется;- необходимость усиления институциональной способности к осуществлению мониторинга доступности и качества бесплатной вторичной правовой помощи (представительства в суде), а также консультационно-методической поддержки и содействия развитию сетей субъектов предоставления бесплатной первичной правовой помощи (юридических консультаций) на уровне территориальных общин. Принятое постановление вносит изменения в 5постановлений Правительства:1) «Об утверждении Порядка и условий проведения конкурса по отбору адвокатов, привлекаемых к оказанию бесплатной вторичной правовой помощи» (от 28 декабря 2011 года №1362), которое определяет полномочия Координационного центра по предоставлению правовой помощи (далее - Координационный центр) и региональных центров по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи (далее - региональные центры) по организации и проведению конкурса по отбору адвокатов (ранее часть таких полномочий принадлежала территориальным органам Министерства юстиции); функционирование единого Реестра адвокатов, предоставляющих бесплатную вторичную правовую помощь (ранее Закон предусматривал функционирование 54-х локальных реестров - сведения об адвокатах, которые привлекаются к предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи на постоянной или временной основе); определяет основания для проведения повторного конкурса в случае нарушения порядка проведения конкурса или его отдельных этапов, уточняет требования к претендентам, устанавливает ряд ограничений по использованию средств связи, устройств считывания, обработки и воспроизведения информации, печатных и рукописных материалов во время выполнения претендентами тестовых заданий определяет продолжительность выполнения этих задач, внесение претендентом поправок к выполненного им тестового задания и т.п.;
2) «Об утверждении Порядка информирования центров по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи о случаях задержания лиц» (от 28 декабря 2011 года №1363), которое:
- конкретизирует требования и механизм информирования региональных центров о случаях задержания по подозрению в совершении преступления, задержание на основании постановления следственного судьи, суда о разрешении на задержание с целью поводу, применение административного задержания или административного ареста или применения меры пресечения в виде содержания под стражей.
Информация о таких случаях задержания предоставляться органами (должностными лицами), уполномоченными осуществлять административное
задержание; органами предварительного расследования; следователями, прокурорами, должностными лицами, ответственными за пребывание задержанных, другими уполномоченными должностными лицами; а также непосредственно задержанными лицами, лицами к которым применен административный арест, или избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, близкими родственниками и членами его семьи, перечень которых определен в Порядке в соответствии с положениями Уголовного процессуального кодекса Украины.
3) «Об утверждении Порядка и условий заключения контрактов с адвокатами, которые оказывают бесплатную вторичную правовую помощь на постоянной основе, и договоров с адвокатами, предоставляющими бесплатную вторичную правовую помощь на временной основе» (от 11 января 2012 №8), которое:
- устанавливает дополнительные условия заключения с адвокатами соответствующих контрактов (договоров), а именно: обоснованная необходимость привлечения адвоката для оказания бесплатной вторичной правовой помощи на
постоянной основе с учетом потребностей соответствующей административно-территориальной единицы, обеспечение доступа лиц к бесплатной вторичной правовой помощи и постоянного повышения качества ее предоставления; отсутствие дисциплинарных взысканий у адвоката в течение года; участие адвоката в мероприятиях по повышению квалификации адвокатов, организованных в течение текущего или предыдущего бюджетного периода Координационным центром по оказанию правовой помощи или региональным центром по предоставлению вторичной правовой помощи (кроме адвокатов, с которыми контракт заключается впервые); отсутствие обоснованных жалоб на действия адвоката, поступивших в региональный центр и рассмотрены им в пределах компетенции в течение года (кроме адвокатов, с которыми контракт заключается впервые).
Кроме того, предполагается, что контракт (договор) заключается с адвокатом на определенный срок в течение бюджетного периода, а в части оплаты услуг и возмещения расходов - до завершения исполнения поручений, выданных на основании этого договора (контракта), проведение полного расчета (оплаты).
Также изменениями к указанному постановлению предусмотрено изложение в новой редакции экземпляр контракта и договора с адвокатом, который оказывает бесплатную вторичную правовую помощь. В обновленных формах контракта и договора учтено лучшую практику организации предоставления бесплатной вторичной правовой помощи, в частности, установлено максимальное количество поручений, которое предоставляется одному адвокату, с целью улучшения бюджетного планирования установлен срок представления адвокатом в региональный центр документов, необходимых для получения вознаграждения, уточнено обязанности связки и ответственность обеих сторон контракта (договора), основания для прекращения действия контракта (договора) и др.
4) «О создании Координационного центра по предоставлению правовой помощи и ликвидации Центра правовой реформы и законопроектных работ при Министерстве юстиции» (от 6 июня 2012 №504), которое:
- предусматривает изменения в утвержденное этим постановлением Положение о Координационном центре по оказанию правовой помощи обусловлено стремлением к обеспечению открытости и прозрачности системы бесплатной вторичной правовой помощи. С этой целью уточнено ранее определенные и зафиксированы такие, которые реализовались на основании других актов законодательства, полномочия Координационного центра, требования к претендентам на должности в системе бесплатной вторичной правовой помощи или обязанности установить такие требования, полномочия по регламентации деятельности центров по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи, их структурных подразделений и работников и тому подобное;
5) «Вопросы оплаты услуг и возмещения расходов адвокатов, предоставляющих бесплатную вторичную правовую помощь» (от 17 сентября 2014 №465):
- В связи с положениями Закона, предусматривающими предоставление бесплатной вторичной правовой помощи лицам, осужденным к наказанию в виде лишения свободы, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишения
свободы, и необходимостью адвокатов прибывать к лицам, изменениями к этому постановлению конкретизируется механизм возмещения расходов адвокатов в случае командировки за пределы региона (суточные, расходы, связанные с наймом жилого помещения) с целью свидания с клиентом, ознакомление с материалами дела, опроса лиц, участия в судебном заседании, а также в случае изменения подсудности уголовного производства или подследственности уголовного преступления, изменения места содержания под стражей подозреваемого, обвиняемого или отбывания наказания осужденного, которому адвокат оказывает правовую помощь.
Кроме того, с целью усиления бюджетной дисциплины и улучшения бюджетного планирования изменениями с этим постановлением предусмотрено введение коэффициента своевременности отчетности (Кзвит), применяемого при каждом расчете размера вознаграждения адвоката и значение которого будет колебаться от 1 (вовремя поданные адвокатом документы) до 0 (документы поданы адвокатом в срок свыше 120 дней после выполнения поручения или завершения стадии производства). С другой стороны, отменено понижающие коэффициенты
для случаев рассмотрения соглашения о примирении между потерпевшим и подозреваемым или обвиняемым и рассмотрения соглашения между прокурором и подозреваемым или обвиняемым о признании виновности в уголовных процессах на стадии суда первой инстанции.